ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение модели использования драматизации как средства духовно-нравственного развития учащихся (на примере традиционного белорусского театра «Батлейка»)»
Сроки реализации: 2023 - 2026 годы
Разработчики проекта:
Сороко Павел Витольдович, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 13 имени В.Т.Цабо г. Гродно»
е-mail:sch13@oktobrgrodno.gov.by
Калач Тамара Николаевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 13 имени В.Т.Цабо г. Гродно»
Научное сопровождение проекта:
Волкова Ольга Валерьевна, проректор по научно-методической работе государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»;
Егоренко Елена Евгеньевна, методист центра воспитательной, идеологической, социально-педагогической, психологической и информационно-аналитической работы государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования».
Цель проекта: обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели использования драматизации (на примере традиционного белорусского театра «Батлейка») как средства духовно-нравственного развития учащихся на православных традициях и ценностях белорусского народа, формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности, обладающей чувством патриотизма.
Задачи:
- создать в учреждении образования социально-педагогическую среду, ориентированную на традиционные духовно-нравственные ценности белорусского народа;
- внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель использования драматизации (на примере традиционного белорусского театра «Батлейка») как средства духовно-нравственного развития учащихся;
- создать в учреждении образования благоприятные условия для воспитания у обучающихся чувство любви к Отечеству, социальной ответственности и нравственного долга, человеколюбия и милосердия с использованием регионального компонента, знания местных святых и святынь, на основе любви к малой родине;
- разработать методические рекомендации по внедрению модели использования драматизации как средства духовно-нравственного развития учащихся;
- создать методические и информационные ресурсы для реализации программного содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- создать условия для повышения квалификации педагогических кадров в рамках реализации инновационного проекта;
- формировать и транслировать инновационный педагогический опыт;
- повысить имидж учреждения образования в социуме.
Новизна инновационного проекта заключается:
- в апробации и внедрении модели использования драматизации (на примере традиционного белорусского театра «Батлейка») как средства духовно-нравственного развития учащихся на основе истории и традиций белорусского народа;
- в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов социально значимой деятельности по духовно-нравственному воспитанию;
- в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели и инновационного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию учащихся посредством белорусского театра «Батлейка».
Актуальность:
В проекте предпринята попытка внедрения модели использования драматизации как средства духовно-нравственного развития учащихся (на примере традиционного белорусского театра «Батлейка»), в основе которой лежит неоспоримая, общепризнанная в науке и проверенная в педагогической практике роль духовно-нравственного воспитания личности, основанного на национальных традициях и православных ценностях белорусского народа. Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы. Сегодня с помощью данного средства обучения можно скомпенсировать давление негативных элементов научно-технического прогресса и купировать особо острые проблемы современного детства: низкую концентрацию внимания; низкий интерес к умственной деятельности; слабую дисциплину; низкий уровень воображения; клиповое мышление; неумение осознавать свои чувства и эмоции; неспособность сопереживать другим людям; неумение принимать решения; повышенную тревожность; индивидуализм; зависимость от массовой культуры; негармоничную социализацию.
Ожидаемые результаты:
У учащихся развиваются следующие качества и умения:
- патриотизм, гражданственность. От воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, верности духовным традициям Беларуси.
- интеллектуальное развитие. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей; развитие социальной и эмоциональной форм интеллекта.
- эстетическое и культурное развитие. Осознание духовных основ белорусской культуры, культурообразующей роли православия для нашей страны, способность к творчеству, умение понимать и ценить прекрасное.
- саморазвитие. Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире, способность сделать правильный нравственный выбор.
- здоровье. Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание физического и духовного здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.
- креативность. Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности.
- нравственность. Духовность как основа личности. Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к христианским и общечеловеческим ценностям.