Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования администрации Октябрьского района г. Гродно
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №13 имени В.Т.Цабо г. Гродно"
25 ненасильственных вариантов воспитания
«Воспитание» и «воспитанник» — родственные слова. В основе лежит передача опыта
учителя ученику.
Нравится нам это или нет, но мы, родители, являемся главными учителями для наших
детей. Расширение нашего репертуара методов воспитания позволяет нам адаптировать
имеющиеся в нашем распоряжении методы сообразно возрасту, темпераменту, опыту
обучения нашего ребенка и нашим собственным ценностям.Возможно, некоторые из этих
вариантов пригодятся для применения на практике в вашей семье.
1. Игнорируйте проблемное поведение, если оно не опасно. Если обращать внимание, то
это просто подкрепляет такое поведение, так что оно может повториться в будущем.
2. Переключите внимание ребенка на другое занятие.
3. Реорганизуйте среду таким образом, чтобы убрать или минимизировать соблазны
к плохому поведению. Это обычно называют подготовкой пространства к присутствию
ребенка и это особенно подходит для детей младшего возраста.
4. Обратите внимание на позитив. Старайтесь акцентировать внимание на
конструктивном поведении, игнорируя проблемное поведение.
5. Пересмотрите свои ожидания. Может быть, поведение ребенка вообще нормально для
этого возраста? Иногда поведение, которое расстраивает родителей - например,
плаксивость или желание «делать всё самостоятельно» - является нормальной частью
процесса обучения на определенной стадии развития.
6. Используйте метод тайм-аута — прекращение текущей деятельности на некоторое
время. Спокойно поместите неуправляемого ребенка в скучное, но безопасное место.
Кратко расскажите ребенку, почему оскорбительное поведение неприемлемо и что теперь
ему нужно посидеть и подумать, ничего не делая, пока вы не разрешите ему вернуться к
тому, чем он занимался. Общепринятым руководством к расчету времени тайм-аута
является одна минута на каждый год возраста ребенка. Если ребенок повышает голос,
огрызается или устраивает истерику, это автоматически приводит к перезапуску таймера.
По окончании тайм-аута, не возвращайтесь больше к этому вопросу — не надо корить,
отчитывать или обвинять. Ребенок неизбежно будет испытывать ваше терпение. Важно
оставаться твердым и спокойным.
7. Изучите свое собственное поведение. Возможно, ребенок реагирует на ваши
собственные нечеткие ожидания, непонятные ему слова, угрожающее отношение или
непоследовательность? Если это так, то изменение поведения родителя, вероятно, является
самым быстрым путем к изменению поведения ребенка.
8. Меньше значит больше. Когда дети ведут себя плохо, для родителей или других
взрослых велик соблазн реагировать аналогичным образом — гневными словами и
невербальными признаками физического напряжения. К сожалению, это часто усугубляет
ситуацию. Вместо этого найдите способ успокоиться, смотрите в глаза ребенку, говорите
тише. Спокойствие заразительно!
9. Прикосновение. Есть много видов прикосновений, которые могут вернуть детей к
нормальному поведению – мягко положить руку на плечо, погладить волосы, провести
ладонью по спине. В нашем все более изолированном бесконтактном обществе нежное
прикосновение обладает огромной силой, о чем люди все меньше догадываются.
10. Проговорите недопустимое поведение. Хотя это кажется очевидным, иногда родители
просто предполагают, что ребенок сам знает, что именно он сделал неправильно, или что
достаточно будет общих слов, вроде «веди себя прилично». Не предполагайте, лучше
просто укажите, что не так и почему. Например, можно сказать «Нельзя колоть младшего
брата острыми предметами. Ему больно».
11. Изучите обстановку и среду на предмет недопустимых моделей поведения,
которым может подражать ребенок. Может быть, он слышал такого рода нецензурную
лексику от папы, из телевизора или от друга? Мама тоже ходит насупившись или хлопает
дверью, когда злится? Дети до обидного точно имитируют наше самое недостойное
поведение. Возможно, чтобы изменился ребенок, нужно измениться тому, кому он
подражает.
12. Позволяйте наступать логичным последствиям. Если кто-то забыл сделать
домашнее задание, то логичным последствием будет плохая оценка в школе. Если кто-то
потратил все карманные деньги сразу, то у него не будет их, чтобы купить то, что будет
хотеться через день. Не ограждайте ребенка от последствий. Пусть учится на них, но без
ваших нравоучений в духе «А я говорил!».
13. Поощряйте позитивное поведение с помощью материального стимула, такого как
наклейка или любимое лакомство. Мы, взрослые, тоже работаем за стимул (деньги), чемже
дети хуже?
14. Предложите выбор, но только так, чтобы предлагаемые альтернативы были
приемлемы для вас. «Ты можешь сделать задание сейчас или после обеда. Как тебе больше
нравится?». Причем, не делать задание — не вариант.
15. Предложите ребенку помочь вам разобраться с негативным поведением. Иногда
дети, особенно старшего возраста, могут давать неожиданно мудрые советы. Объясните
проблему и скажите, например, «Ты вот уже две или три недели тянешь до последнего с
тем, чтобы садиться делать домашние задания, а потом, когда пора спать, говоришь, что
тебе еще «домашку» делать. А теперь ты жалуешься, что не высыпаешься. Что можно
сделать с тем, что ты никак не можешь сделать «домашку» вовремя?»
16. Проведите семейный совет, если проблема затрагивает других членов семьи.
Проведите мозговой штурм в поисках решения, при участии ребенка, конечно, и выберите
подход, который звучит здраво.
17. Не разрешайте ребенку делать что-то вследствие его поведения. Попробуйте
выбрать что-то, что важно для ребенка и что как-то логически связано с проблемным
поведением. «Если не закончишь домашнюю работу до 10 вечера, то следующим вечером
никакого телевизора, потому что ты не умеешь разумно распоряжаться своим временем».
18. Скажите ребенку то, что вы видите, думаете, чувствуете и хотите, говоря о себе.
«Когда я вижу, что ты так обращаешься со своим инструментом, я начинаю злиться и
беспокоиться о том, что ты можешь его сломать. Я думаю, что ты достаточно взрослый,
придумать более конструктивный способ выразить свое разочарование. Может, есть идеи?»
19. Используйте мягкий юмор, не высмеивание, чтобы представить ситуацию в новом
ракурсе для ребенка и для себя. Своевременная шутка может превратить ребенка из
разъяренной фурии в хохочущего карапуза быстрее, чем десять минут непрерывных
увещеваний.
20. Разработайте невербальную систему предупреждения о повторяющихся вредных
привычках, которых ребенок может даже не замечать. Например, когда мама дергает
мочку уха, этоможет означать: «Так! Ты снова грызешь ногти». Почесывание головы двумя
скрещенными пальцами может означать: «А ты знаешь, что снова жуешь с открытым
ртом?» Дети, которые ненавидят нотации, часто принимают невербальные указания в
качестве замены.
21. Ведите подсчет случаев проблемного поведения и позвольте ребенку установить
цель, насколько он может сократить частоту таких проявлений за одну неделю.
Придумайте вместе награду, например, особое совместное мероприятие, когда цель будет
достигнута.
22. Помогите ребенку заменитьнеприемлемое поведение на приемлемое.Эта стратегия
основана на том принципе, что неразумно лишать ребенка какого-то поведения, не
предоставляя замену.
23. Постарайтесь установить какие-то физические ассоциации с эмоциональными
состояниями и определенным поведением. Например, детей дошкольного возраста можно
научить тому, что определенная музыка означает, что пора угомониться и успокоиться.
Колыбельная и обычный вечерний ритуал означают, что пора готовится ко сну. Звук
колокольчика может означать время определенных занятий.
24. Всей семьей составьте список правил и последствий. Он не должен быть слишком
длинным, и обязательно пересматривайте его по мере взросления детей. Совместное
составление списка правил и последствий помогает детям почувствовать сопричастность,
а родители таким образом уверены, что дети действительно знают правила и последствия,
поскольку они помогали их формулировать.
25. Ищите причины и разбирайтесь с ними. Например, если ребенок закатывает
истерику, когда нужно идти чем-то заниматься, обратите внимание на контекст. Может
быть, он играл и не закончил? Если это так, истерику можно предотвратить, в следующий
раз предупредив ребенка за пять минут.
Как «главные учителя» наших детей, мы должны учить их последовательно, мудро и с
любовью, используя весь наш воспитательный репертуар
ПЕРВОЕ – НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРАЯ СОЗДАЕТ ДИСКОМФОРТ, РАСПРОСТРАНЯЮЩИЙСЯ НА МНОГИЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ. НАПРИМЕР, НАПРЯЖЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ ПРОДОЛЖАЮТ КРУТИТЬСЯ В ГОЛОВЕ И В ШКОЛЕ, НА ОТДЫХЕ, ПРИ ВСТРЕЧЕ С ДРУЗЬЯМИ. ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НАЧИНАЕТ ВЛИЯТЬ НА ФИЗИОЛОГИЮ, ТЕРЯЕТСЯ АППЕТИТ, СОН, ТО, ЧТО РАНЬШЕ ДОСТАВЛЯЛО РАДОСТЬ, СОВЕРШЕННО ПЕРЕСТАЕТ ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ.
ДАЛЕЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ В ХУДШУЮ СТОРОНУ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ И БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ. НАЧИНАЕТ РАЗДРАЖАТЬ ТО, НА ЧТО РАНЬШЕ СОВЕРШЕННО НЕ ОБРАЩАЛИ ВНИМАНИЕ. ВОЗНИКАЕТ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО НАС НЕ ПОНИМАЮТ И НАЗЛО НАМ ЧТО-ТО ДЕЛАЮТ. ВОЗНИКАЕТ СТОЙКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО КАКАЯ-ТО НАША ОСОБЕННОСТЬ, СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ, РЕАКЦИЯ НА ЗАМЕЧАНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ КРИТИКИ МЕШАЮТ ПРОДВИЖЕНИЮ ВПЕРЕД В САМОМ ОБЩЕМ СМЫСЛЕ, МЕШАЕТ ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ.
НА ФОРМИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ:
1) АКТИВНОСТЬ ИЛИ ПАССИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТОГО РЕАКЦИЯ БУДЕТ БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ ИЛИ МЕНЕЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ, АКТИВНЫЙ ЭНЕРГИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВКЛЮЧАЕТ ВСЮ СИСТЕМУ ЗАЩИТЫ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО СРАБАТЫВАЕТ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕНСИВНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ БЫСТРО ИЗЖИВАЮТСЯ; 2) СТЕПЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ, А ТАКЖЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ КОНКРЕТНОЙ ЛИЧНОСТИ.
К РЕБЕНКУ ИЛИ ПОДРОСТКУ, КОТОРЫЙ ОБСУЖДАЕТ ИДЕЮ САМОУБИЙСТВА ИЛИ ПЫТАЕТСЯ ЕГО СОВЕРШИТЬ, СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ СЕРЬЕЗНО. ОЦЕНКА РИСКА СУИЦИДА ВКЛЮЧАЕТ ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ИЛИ СОМАТИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, НЕДАВНЕЙ УТРАТЫ БЛИЗКИХ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК ИЛИ АКТОВ НАСИЛИЯ, ПЛАНА САМОУБИЙСТВА И ДОСТУПНОСТИ СРЕДСТВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТОГО ПЛАНА, ВОЗМОЖНОГО ВЛИЯНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ СРЕДСТВ; НЕОБХОДИМО ТАКЖЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО АНАМНЕЗА (ИСТОРИИ СЕМЬИ).
ЕСЛИ ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАТЬ ЗА ПОДРОСТКАМИ, ТО МОЖНО ВОВРЕМЯ ЗАМЕТИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПОПАВШИХ В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, ПОВЕДЕНИЕ, ВНЕШНИЙ ВИД, ОТНОШЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ И ДРУЗЬЯМИ, ИНТЕРЕСЫ И ДР.
ВЫДЕЛЯЮТ ВНЕШНИЕ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И СЛОВЕСНЫЕ МАРКЕРЫ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ:
КОНТАКТОВ С ОКРУЖАЮЩИМИ
ОСНОВНЫЕ МАРКЕРЫ И ПРИЗНАКИ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
СЛОВЕСНЫЕ МАРКЕРЫ (ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕБЕНКА):
Т.П.).
ВСЕМ НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ К ПРОБЛЕМАМ И ПОТРЕБНОСТЯМ ДЕТЕЙ. СТАРАЙТЕСЬ ИХ СЛЫШАТЬ, ИМ НУЖНО КОМУ-ТО ДОВЕРЯТЬ, ИМ ВАЖНО, ЧТОБЫ ИХ ПОДДЕРЖИВАЛИ. МЫСЛИ О СУИЦИДЕ ИЛИ УВЛЕЧЕНИЕ ОПАСНЫМИ ИГРАМИ МОГУТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ТОМ, ЧТО В РЕБЕНКЕ НАКОПИЛОСЬ МНОГО ЭНЕРГИИ, КОТОРАЯ НЕ НАХОДИТ ПОДХОДЯЩЕГО ВЫХОДА. ПОЭТОМУ В ГРУППЕ РИСКА ДЕТИ, КОТОРЫХ НЕ ОБУЧИЛИ ИЛИ НЕ СОЗДАЛИ ДОСТАТОЧНО УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, ТВОРЧЕСТВА, ОЗОРСТВА.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ, ИЗМЕНЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА:
свернуть
Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения. Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.
К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь:
— изнасилование заведомо несовершеннолетнего,
малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
— насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего
(части 2, 3 статьи 167 УК);
— половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
— развратные действия (статья 169 УК);
— понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).
свернутьАдминистративная ответственность несовершеннолетних в Республике Беларусь
(По страницам Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021г. №91-з)
Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания
Статья 10.2. Оскорбление
Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
Статья 11.1. Мелкое хищение
Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Примечание. Под мелким хищением в настоящей статье понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Статья 11.2. Причинение имущественного ущерба
Причинение ущерба в незначительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков мелкого хищения – влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.
Статья 11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества
Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, – влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.
Статья 11.4. Присвоение найденного имущества
Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада – влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.
Статья 17.6. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания
Примечание.
Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.
Статья 19.1. Мелкое хулиганство
Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения
Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
Статья 19.7. Хранение и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера
Хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин.
Статья 19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах
Курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены, – влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов установлена частями ст. 328 УК Республики Беларусь, согласно которым:
Статья 17.9 КоАП Республики Беларусь
Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах
Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, – влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
Статья 23.4 КоАП Республики Беларусь
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.
Возраст с которого наступает уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о массовых мероприятиях является 16 лет.
Статья 23.34 КоАП Республики Беларусь
Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
Уголовная ответственность за массовые беспорядки установлена частями ст. 293 УК Республики Беларусь, согласно которым:
Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта, в частности:
Статья 18.16 КоАП Республики Беларусь
Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
Уголовная ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов установлена частями ст. 3171УК Республики Беларусь, согласно которым:
Статья 18.19 КоАП Республики Беларусь
Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления
Статья 18.23 КоАП Республики Беларусь
Hарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
Уважаемые родители! Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.
свернуть